Ученые Югорского госуниверситета исследовали
В лаборатории социальных и психолого-педагогических исследований при кафедре педагогики и психологии ЮГУ завершилось исследование этнорегиональных особенностей психологического здоровья и социальной мобильности студенческой молодежи. Проект  «Этнорегиональные особенности психологического здоровья и социальной мобильности студенческой молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера» стал победителем регионального конкурса грантов «Урал: история, экономика, культура», проводимой Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).

В исследовании участвовали более 200 студентов Югорского госуниверситета и Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. Проект был направлен на выявление и описание региональных и этнокультурных особенностей психологического здоровья студенческой молодежи и в частности учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.  

– Важно  разъяснить два понятия - «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Психическое здоровье – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Психологическое здоровье же связано с социально-психологическими ресурсами человека, развитием личности, с развитием человека как субъекта деятельности, с развитием духовности,  оно предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет, – рассказывают исследователи. – Психологическое здоровье выступает важным фактором, определяющим социальную успешность в изменяющемся современном мире разнообразия и неопределенности. Особенно значимым психологическое здоровье, как фактор психологической стабильности и социальной успешности, становится в ситуации противоречивых социокультурных и ценностных установок, в которой оказывается молодежь коренных народов Севера, сталкивающаяся с требованиями своей этнокультурной группы и динамического мира городской среды.  

Результаты исследования позволяют сделать некоторые интересные выводы. Например,  психологическое здоровье студентов тесно взаимосвязано с показателями их жизнестойкости. Гуманитарный вектор психологического здоровья, то есть готовность помогать людям, умение принимать людей такими,  какие они есть, толерантность к разнообразию социального окружения у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера снижается, когда они попадают в городскую среду. Я-вектор психологического здоровья, то есть уверенность в своей значимости, самоценности, желание отстаивать свою позицию у представителей КМНС ниже, чем в других группах, но выше у тех студентов, у которых родители с высшим образованием и у студентов из полных семей.

Важно и то, что в процессе реализации проекта студенты Гуманитарного института, обучающиеся по специальности «Психолого-педагогическое образование» активно участвовали в количественной обработке результатов исследования, получили практический опыт участия в масштабном социально-психологическом исследовании.



Дата публикации: 10.01.2018