RU
EN FR AR
  • Университет
  • RU
    EN FR AR
    Военкор Маргарита Семенюк: «Я горжусь тем, что училась в ЮГУ!»
    Маргарита Семенюк, военный корреспондент Российского информационного канала "Россия 24", выпускница нашего журфака.

    Как сложилась столь непростая журналистская судьба вчерашней студентки из Ханты – Мансийска, кто повлиял на ее выбор, каково это – быть в центре военных действий хрупкой девушке – об этом состоялась наша беседа с Маргаритой Семенюк.

    - Маргарита, спасибо Вам огромное, что вы нашли время на нашу беседу. Я шлю Вам большой привет с родного журфака ЮГУ, от всей нашей КаЖурки. Давайте вспомним, как Вы в выпускном классе выбирали именно этот университет и специальность «Журналистика».

    - Я рада вашему привету из замечательного города моей студенческой юности, из родного ЮГУ. Ханты-Мансийск — это столица Югры, поэтому, когда нужно было определяться с выбором вуза для получения образования, я приняла решение учиться именно в Югорском государственном университете, потому что Югра — это наша земля, наша территория и намного ближе к моей семье. Соответственно, здесь менталитет наш, югорский, сибирский. Ну и в целом перед тем, как поступать, естественно, я изучила город по интернету, смотрела, искала видео, как выглядит Ханты-Мансийск, как выглядит ЮГУ, смотрела сайт, читала отзывы. Меня устроил, что этот университет не только молодой, но и достаточно сильный. Я считаю, что нет никакой разницы, где учиться, главное — учиться! Дело не в рейтинге вуза, а в самом желании студента получать знания и развиваться. Я очень люблю свой Югорский государственный университет, и я всем всегда говорю, что я получала образование именно там. И я считаю, что это достаточно сильный вуз. Я не жалею, что я в нём училась. Вот поэтому я безумно благодарна ЮГУ. Это на самом деле ЮГУ – это большая семья, очень дружный коллектив. Когда мы учились, на журфаке был очень хороший преподавательский состав. Еще мне кажется, что наш ЮГУ — это очень семейный вуз.

    - Кто из преподавателей ЮГУ был вашим наставником?

    - Все были наставниками. Моим наставником по написанию диплома была Любовь Анатольевна Третьякова. Наставником по первой курсовой был Илья Валерьевич Стечкин, он приехал преподавать к нам из МГУ. Весь преподавательский состав достаточно много внимания уделял нам внимания и по учебе, и по занятию научной деятельностью, и просто пообщаться. Единственное, что я сейчас, работая на федеральном канале, хотела бы посоветовать ЮГУ, чтобы студентам-журналистам увеличили в учебном плане количество часов для преподавания иностранных языков. И хорошо бы изучать не один, а несколько языков на разных курсах: английский, французский, немецкий, арабский. Возможно, я бы ещё больше добавила часов для изучения экономики. Это очень важно.

    Вспоминая тех, кто нас учил, хочу сказать, что нам достался очень сильный, крутой преподавательский состав! И отдельное спасибо Светлане Михайловне Тузовой-Щёкиной, Любовь Анатольевне Третьяковой и Валерию Михайловичу Амирову. Про него отдельно расскажу. Преподаватели сильные, опытные. А в обучении они уделяют много времени практики. И даже уже, когда я выпустилась, я следила за тем, как меняется наша кафедра, что новое добавляется. Помню, что как-то студенты вместе с преподавателями поехали на Эргинское месторождение. «Роснефть» организовала такую вот экскурсию для студентов – журналистов. Это круто, и таких мероприятий нужно больше делать, больше возить, больше показывать студентам главные объекты своего региона. Не просто рассказывать, как устроено, а больше именно показывать, закидывать ребят на место действий, чтобы они больше работали с силовыми структурами, в госуправлении, это очень здорово помогает. Нужно уже в студенчестве научиться понимать, как устроена внутренняя политика, как устроены связи в управлении, как выстраивать эти контакты. Это очень важно - находить контакты и компромиссы, быть гибким.

    - Как так получилось, что, закончив ЮГУ, Вы уехали в Крым?

    - Поехала в Крым по одной простой причине: я всегда мечтала жить и работать в Крыму, потому что это моя историческая родина. Там родилась моя мама, живут мои братья и мои сёстры, мои племянники. Мне было десять лет, когда я впервые увидела Севастополь, и я тогда уже поняла, что хочу жить именно в этом городе. Для понимания: Крым и Севастополь — это два разных субъекта Российской Федерации. Крым — это республика, а Севастополь — это город федерального значения в этой республике, там своё правительство. Я помню, что, когда приехала, это было 2 июня 2020 года, я начала проходить собеседования и стажировки. И в Крыму, и в Севастополе меня пригласили на работу. Тогда я стояла на площади Нахимова и принимала решение. Где же я хочу быть? Республика Крым намного больше и интереснее в сравнении с Севастополем. Севастополь — это всё-таки локальная история. Больше городская. Поэтому я выбрала республику: необъятную, потрясающую, прекрасную, интересную, проблемную, туристическую, культурную, историческую! В 2014 году было очень интересно смотреть, наблюдать за тем, как все вокруг изменяется, поэтому Крым изначально был в приоритете! Здесь я работала корреспондентом канала «Крым 24» АНОТРК «Крым».

    - Как же Вы оказались в Москве?

    - Когда началось СВО, мы были первыми, кто поехали в зону специальной военной операции. Вообще мы встретили СВО в Ростовской области, когда была объявлена эвакуация жителей из ЛНР и ДНР это было 17-18 февраля 2022, за несколько дней до объявления специальной военной операции. И мы из Крыма с гуманитарной миссией поехали в Ростовскую область и видели, как с нами едет колонна военной техники. Там мы встречали беженцев, посещали пункты выдачи, раздавали гуманитарную помощь. И 23 февраля мы должны были уже уезжать, нам дали возможность отдохнуть. Понятно, что все мы знали и понимали, что все начинается, потому что когда мы ехали в Ростовскую область, то следили за трансляцией, когда Владимир Владимирович Путин, президент страны объявлял о независимости ЛНР и ДНР. Это было уже поздно в 21:00 мы ехали, и я переписывалась со своим руководителем:

    — Что нас ждёт в этой командировке?
    — Нас ждёт весна.
    — Она будет не Крымская?
    — Нет, не Крымская.
    И тогда уже все стало понятно, что начинается специальная военная операция. Тогда же было принято решение, что все мы едем на СВО. Когда мы работали в зоне СВО, телеканал «Россия» выходил конкретно на меня и заказывали много сюжетов. Сначала делали один сюжет в неделю, потом два в неделю, потом каждый день. Когда мы уехали с СВО, то меня начали искать продюсеры с «Россия 24», чтобы получать сюжеты, а спустя два месяца работы стрингером ко мне обратились уже с предложением стажировки в зоне СВО, после чего взяли в основной штат.


    А до этого был период, когда я сама поехала в зону специальной военной операции и находилась там 2 месяца. Работала стрингером (журналист, который сотрудничает с несколькими каналами в индивидуальном порядке) и сама без оператора на телефон снимала, выезжала на боевые позиции, встречалась с военными. То есть всё получалось на личных знакомствах, на личных историях, на личных связях, на личных выстроенных коммуникациях. Вот о чём я говорила в начале, что очень важно уметь договариваться, разговаривать. Очень важно научиться правильно общаться и правильно строить свою карьеру. Связи очень важны, потому что важно, кто и что скажет о вас. «Да, я знаю этого журналиста, он хороший человек, он большой профессионал. Ему можно доверять». Когда кто-то про вас скажет, что вам можно доверять, значит, у вас больше шансов куда-то попасть, где-то поработать, что – то снять, получить комментарий. И на этих связях были выстроены все мои выезды. То есть: мы её знаем, мы готовы её встретить, мы готовы с ней поработать. И этот промежуток 2 месяца я работала сама за гонорар, я что-то сделала, мне заплатили. Когда у телеканала «Россия» возник вопрос: «От кого ты и на кого работаешь?», я ответила, что сама от себя. Мне сказали: «Давай ты будешь работать на нас», и с этого момента началась моя история на «России 24». Долгое время я работала в зоне СВО дистанционно, а уже после меня пригласили в штат в Москву. Я приехала, устроилась и вот работаю.

    - Маргарита, на СВО Вы едете по своему желанию или это редакционное задание?

    - Еду, конечно же, по своему желанию, никто не заставляет, можно всегда отказаться. Мне два раза предлагали, я отказалась из-за семейных обстоятельств. Раньше ездила очень часто. Больше двух лет мы провели в зоне специальной военной операции.

    - Война — это страшно. В любую секунду может произойти что угодно. Откуда Вы берёте столько смелости и храбрости, чтобы там работать?

    Это не смелость и не храбрость. Абсолютно нет. На самом деле вот здесь хочу упомянуть про свое обучение в ЮГУ на 4 курсе. У нас был проведен блок семинаров и лекций по дисциплине «Военная журналистика и журналистика в экстремальных ситуациях» преподавателем факультета журналистики УрФУ Валерием Михайловичем Амировым. У него есть потрясающее пособие, которое можно прочитать. В этом пособии написано вообще всё то, чем я пользуюсь по сей день: на любой вопрос можно найти ответ. Это пособие легко прочитать, оно небольшое по объёму. Я вам рекомендую. Работа журналиста на войне — это та же самая работа, как и на гражданке, абсолютно. Те же самые съёмки, тот же самый процесс, что и на гражданке. Ничем не отличается, разве что только рисками. Но ведь такие же риски есть во время освещения журналистами какого-то масштабного пожара, взрыва газового баллона в жилом доме. Это то же самое, если бы вы работали на военном полигоне. Та же самая работа. Здесь нет особой смелости или храбрости. Суть заключается в том, на что вы лично сейчас готовы? Что вы готовы через себя пропустить? Что вы готовы показать? Насколько вас может хватить? Вы, к примеру, хотите снимать прекраснейшие премьеры в Большом театре, получать огромнейшее удовольствие от этого, но при этом вы можете не ездить на СВО, потому что не хотите. Или вы можете отлично чувствовать себя в зоне СВО и делать сюжеты, разговаривать с бойцами под бесконечными бомбёжками и рисками, и при этом вообще игнорировать Большой театр, не любить балет и чувствовать себя при этом вполне комфортно. Вопрос только в том, что вам интересно, к чему вы готовы? Вы можете съездить на СВО один раз и сразу же понять, что это не ваше, и больше туда не ездить. Поэтому здесь вопрос стойкости, стрессоустойчивости, твоего личного интереса. Вопрос выдержки, терпения. Поэтому если этого нет, то, конечно же, делать там нечего. Для понимания. Сразу после окончания журфака, без опыта, без определенного профессионального уровня никто вас на войну не направит. Вы сначала должны получить опыт работы в журналистике. Пройдёте с оператором всякие помойки, поснимаете бомжей, начнете с самых низкопробных съёмок, которые только могут быть. И только потом, когда вы начнете нарабатывать опыт, уровень, скорость, реакцию, вы сможете начать делать материалы с ЧС муниципального уровня, затем регионального, может быть, федерального. Например, история потопов в Оренбурге и Кургане — это всё тоже очень большая беда и опасность. Не нужно думать, что СВО — это сейчас самое опасная горячая точка. Нет. Потопы, пожары, непогода — это всё тоже большие риски. Когда вы всё это отработаете, когда вы наработаете опыт и поймёте, что вы готовы, тогда вы сможете выезжать на СВО. К этому нужно очень долго идти. Также вы должны знать там всё: СВР, ФСБ, ГРУ, военную контрразведку. Должен быть огромный пласт работы и знаний, умение работать с информацией. Естественно, знать, как устроено всё внутриполитически и внешнеполитически. Вот сейчас, например, я получаю второе высшее образование в Российском университете имени Плеханова. Там тоже есть определённые ответвления узкопрофильные. Да, сначала общее журналистское образование, а дальше вы начинаете уже изучать более узкую специализацию.

    Маргарита дала нам совет – для начала нужно самим развивать себя, как можно больше читать умных книг, вникать и разбираться в важных событиях и политических, и экономических. И ставить для себя задачу максимум: «Я хочу быть крутым журналистом!»

    Автор: Анна Фирсова, студентка 4 курса факультета «Журналистики».
    Дата:
    04.12.2024
    Автор:
    Пресс-служба Югорского государственного университета

    Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Югорского государственного университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой.

    Возврат к списку

    Вернуться наверх