Ранее мы писали о
первой части результатов летних полевых исследований на лесном биогеоценозе полигона
«Мухрино». Сегодня делимся результатами второй части исследований, которую провели научные сотрудники и инженеры-исследователи лаборатории экосистемно-атмосферных связей лесоболотных комплексов ЮГУ.
Напомним, комплекс полевых работ осуществлялся научными сотрудниками и студентами Уральского лесотехнического университета в рамках договора о сотрудничестве с ЮГУ для выполнения Важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» летом 2024 года.
Комплекс лабораторных работ состоял из следующих этапов:
- измельчение древесных образцов на дисковой вибрационной мельнице PARATUSmill М102 (Паратус, Россия), хвои и листвы на шаровой мельнице ММ 400 (Retsch, Германия);
- определение содержания углерода и азота в древесине, хвое и листве на анализаторе ECS-8020 (NC Technologies, Италия). Все измерения проводили в трехкратной повторности с использованием калибровочных стандартов для контроля точности.
Используя измеренные величины содержания углерода, плотности древесины (с учетом стадии разложения для сухостоя) и массы хвои и листвы, был проведен расчет запасов углерода в стволовой древесине и кроновой фитомассе.
«В результате проведённого исследования выяснилось, что в живой надземной фитомассе древесного яруса две трети всего углерода были сосредоточены в мелколиственных породах. При этом в верхнем ярусе доминируют мелколиственные породы (79% углерода), во втором – хвойные (85%). Общий вклад хвои, веток и листвы в запас углерода равен в среднем 13%. Содержание углерода в стволовой древесине было равно от 45,6 до 47,4%, при этом оно ниже в мелколиственных породах по сравнению с темнохвойными. Для листвы и хвои интервал, в котором колеблется содержания углерода, несколько шире (от 45,7 до 51,5 %), при этом листва содержит меньше углерода, чем хвоя. Содержание углерода в древесине сухостоя изменяется в узком интервале от 45,1 до 47,5%, практически совпадающем с интервалом для стволовой древесины. Содержание азота в целом выше, чем в стволовой древесине живой фитомассы, очевидные тенденции изменения содержания азота в ходе разложения отсутствуют», - рассказал научный сотрудник ЮГУ Александр Сабреков.
Добавим, что работа выполнена в рамках деятельности консорциума «РИТМ углерода» в составе проекта «Российская система климатического мониторинга» (ВИП ГЗ), курируемого Министерством экономического развития России.